четверг, 16 мая 2013 г.

Духовные искания Пьера Безухова


 Роман Льва Николаевича Толстого начинается  с описания салона Анны Павловны Шерер. Там часто собирались представители придворной аристократии того времени. Это был  высший свет. На этих вечерах обсуждалось всегда одно и то же: сплетни, огромные состояния, балы, политические и светские новости . Кроме приятного времяпрепровождения завсегдатаи салона стремились упрочить свое положение в обществе, получить должность,завязав нужные знакомства, устроить выгодный брак своих детей.Толстой в этом произведении показывает жизнь достаточно многогранно. Поэтому среди всех этих "фальшивых" людей появляется молодой, ещё не сформировавшийся как личность, рассеянный человек. Человек в котором ум сочетался с добротой и "мечтательным философствованием”. Это Пьер Безухов, выросший во Франции и недавно прибывший в Россию и ещё не освоившийся в русском обществе.
     Пьер, появившись у Анны Павловны чувствует себя белой вороной среди других посетителей салона. Он впервые попадает на подобный вечер и поэтому, он сильно выделяется своими манерами. В нём заметно желание быть открытым и откровенным. Он много общается с людьми, которые окружают его. Пьера, как и всякого француза, волнуют революционные идеи. В прочем, так же как и для Андрея Болконского, Наполеон-герой и великий полководец, который является воплощением национального духа Франции.
    Постепенно Пьер начинает приспосабливаться к законам этого общества, но по причине своего слабого характера то и дело подпадает под влияние окружающих его людей. Он видит, как из-за перемен в нем меняется и отношение общества к нему. Но он также видит и перемены после получения им огромного наследства его отца. Безухов не пытается и не стремиться понять, чем вызваны истинные перемены отношения к нему. Пьер не может оценивать окружающие события адекватно и трезво из-за недостатка жизненного опыта. В том же салоне Шерер Анны Павловны он встречает Элен. Элен Курагина противоположный Пьеру человек. Главные приоритеты для неё это общественное положение в обществе, благосостояние, но не как не высокие моральные качества  души. Он не понимает сути Элен, не чувствует её душу, не может разглядеть в ней лицемерие, ложь, бездушие. Пьер, женившись на Элен, начинает понимать, что семейная жизнь протекает не тем чередом. В нём растёт недовольство собой и своей жизнью, он понимает, что идёт совсем не той светлой дорогой, о которой размышлял. В своей ошибке Пьер винит только себя. На этой почве происходит конфликт с Долоховым, результатом которого становится ранение Долохова. Пьеру кажется вся его жизнь лишена смысла. Его захватывает то состояние, когда он недоволен собой. В нём оживает огромное желание изменить свою жизнь к лучшему. И желание это приводит его к идеям масонства. Он видит в них те твердые жизненные принципы, ведущие к нравственному очищению души, которым нужно следовать. Пьер заводит дневник, следуя которому старается творить добро и нести людям благо, руководствуясь христианскими идеями масонства. Он старается нести просвещение крестьянам, но в этом не оказывается никакой пользы. Поэтому со временем Пьер испытывает разочарование относительно масонства, но в нём всё же сохраняются некоторые моральные понятия, связанные с христианским мировоззрением. Этот этап духовных исканий Пьера Безухова, когда прежних взглядов он уже не разделяет и находится в поиске тех самых "светлых идей". 
    Главным событием романа "Война и мир" является описание битвы при Бородино. Для Пьера, так же как и для всей России, это сражение становится решающим. Движимый патриотическими чувствами и желая разделить судьбу русского народа, Безухов, не будучи военным, снаряжает отряд ополчения на свои средства и принимает участие в сражении.  Именно в битве Пьер понял, кто такие настоящие герои. "Они в понимании Пьера были солдаты - те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону”. Совершенно не приспособленный к реальной жизни Пьер поражён твёрдостью и спокойствием простых солдат, которые не только выстояли в огне Бородинского боя, но ещё и способны сохранять бодрое расположение духа, отпускать шутки на счёт его внешнего вида и даже доведя его до своих накормить вкусной пищей. Вскоре Пьер путём непонятного математического расчёта задумывает убить Наполеона, находясь "в состоянии раздражения, близком к помешательству”. Два сильных чувства овладевают им в это время. "Первое было чувство потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья”, а второе "то неопределенное, исключительно русское чувство презрения ко всему условному, искусственному... ко всему тому, что считается большинством людей высшим благом мира”. 
     Окончательной духовной гармонии Пьер достигает в браке с Наташей Ростовой. После семи лет супружества он ощущает себя вполне счастливым человеком. Пьер, познавая все новые и новые истины, не отрекается от своих прежних убеждений, а оставляет от каждого периода некие жизненные правила, наиболее ему подходящие, и приобретает жизненный опыт. Из масонских жизненных правил он сохранил веру в Бога, христианские законы жизни. В конце он познает главную истину того, к чему он шёл столько времени. Это умение сочетать личное с общественным, сочетать свои убеждения с убеждениями других людей.

1 комментарий: